Наша система управления полна изъянов: проблемы возникают, когда кто-то контролирует решения, принятые другими людьми, однако те, кто их принимают, часто являются заинтересованными лицами. Мы сталкиваемся с этим повсюду. Если у человека есть возможность обогатиться за чужой счет и избежать негативных затем для себя негативных последствий в будущем, то он ей непременно воспользуется. Если человек без зазрения совести может сказать ошибочные или заведомо ложные вещи, и при этом его позиция никем не будет оспорена, то он так и сделает. Пусть вы даже верите в истинность своих ошибочных утверждений. Если человек имеет возможность промолчать, хотя он знает, что его молчание причинит кому-то ущерб, то он непременно промолчит. В первую очередь это делается тогда, когда это молчание хорошо оплачивается или же открытый протест может повлечь за собой лишние проблемы.
Этот феномен – проблема не исключительно финансового сектора. Чтобы получать прибыль в условиях свободного рынка, человек может пытаться обманывать, загрязнять окружающую среду или продавать некачественный товар. General Motors сознательно продавали автомобили с бракованным зажиганием. Табачные концерны прекрасно знают, что курение вредит здоровью и вызывает зависимость, но продолжают в течение десятилетий это отрицать. Производители переносных детских яслей, которые должны были быть изъяты из продажи сразу после того, как трое малышей погибло, пустили дело на самотек и не соизволили массово уведомить родителей о небезопасности своей продукции. Фактически они попытались скрыть от общественности, что их ясли смертельно опасны. Всё это в итоге стоило жизни 16-месячного сына одного из моих знакомых и еще как минимум 18 детей.
Нам нужно рассчитывать на то, что в условиях свободного рынка человек способен играть с жизнями других людей, если это легко сойдет ему с рук. Воздушное сообщение стало относительно безопасным, потому что каждый может видеть авиакатастрофы по телевизору. Мы видим последствия крушения и в принципе знаем, кто ответственен за происшествие. У авиакомпаний, инженеров и других нет возможности обмануть и всё свалить на непредвиденный удар молнии или неблагоприятные погодные условия.
Нынешняя финансовая система служит обществу плохо. Она работает гораздо хуже, чем могла бы в действительности. Это лишнее бремя для мировой экономики. У финансового сектора есть одна большая проблема – это проблема управления, причем на всех уровнях. Свободные рынки не в состоянии решить её. Необходимо эффективное законодательство и регулирование.
Проблемы управления касаются и политики. Существует множество проблем, касающихся регулирования финансового сектора. Вы еще много будете слышать о «Базельских правилах», макропруденциальном регулировании, брандмауэрах и так далее. Короче говоря, некоторые могут сказать: все усилия по реформе финансового регулирования привели в итоге к полному хаосу, как на стадии разработки, так и в процессе реализации. Некоторые попытки регулирования действительно сравнимы не более как с расточительными шарадами. Они обеспечивают многим адвокатам, консультантам и управляющим полную занятость и возможность для смены работы. Общество не получает в таком случае совершенно никакой пользы, которая оправдала бы затраты. Некоторые жалобы индустрии на чрезмерное вмешательство со стороны вполне обоснованы. Я тоже обеспокоена тем, что в случае ввода ряда регулировочных мер клиринговые расчеты по деривативам могут лишь увеличить количество рисков. В любом случае мы отчетливо видим, что создается лишь видимость деятельности. Таким образом возникает имитация науки, слишком оптимистичные прогнозы, иллюзия прогресса и контрпродуктивный эффект в целом. В первую очередь нужно корректировать те моменты, которые можно исправить и необходимо исправить . Новые правила еще пока до конца не проработаны и таят в себе скрытые риски, а также существует большая зависимость финансирования от долгов. И бездействие в этой ситуации никак не оправдано. Но не смотря на это, распространяются огромные объемы бессмысленной информации, чтобы заставить политиков оставить всё как есть.
......
Вероятно, к настоящим эффективным реформам нас побудит лишь еще один крупный кризис или даже несколько кризисов. Нам постоянно внушалось, что нужно еще немного потерпеть и лишний раз что-то профинансировать, якобы всё пройдет само. Абсурдность ситуации можно показать на следующем примере.
Дело обстоит так, будто бы мы позволяем переполненными опасными химикатами грузовикам, движущимся по жилому кварталу, разогнаться до 120 миль в час, хотя мы не имеем возможности точно измерить их скорость. Эти грузовики сжигают тонны топлива, портят свои двигатели и вот-вот взорвутся. Мы пытаемся сделать все, что в наших силах, чтобы починить машины, иначе не миновать ужасных последствий. Тем не менее, эти грузовики нам необходимы, чтобы доставить их товар. Мы уже даже готовы предоставить водителям этих грузовиков работу в качестве полицейских, чтобы они могли переждать ремонт. Однако нам потом скажут, что ограничения скорости затормаживают рост. Или нам даже скажут, что в скором будущем, если мы возьмем процесс под свой контроль, груз этих машин возьмутся доставить некие другие машины, однако опять же у нас не хватит полицейских, чтобы обеспечить контроль их дальнейшего продвижения.
Если бы мы все-таки смогли сделать систему более прозрачной и резко снизить её зависимость от долгов, то наше общество оказалось бы в огромном плюсе. Все возражения по этому поводу не более чем пустая болтовня. Наряду с другими преимуществами такие меры помогли бы улучшить и стабилизировать финансовую систему в целом, а также снизить негативный эффект, который может возникнуть на кредитных рынках. С их помощью можно было бы снизить вероятность возникновения финансовых пузырей, их развития и разрыва. Таким образом, даже дорогостоящие кризисы, приносящие с собой долговременную рецессию, могут быть предотвращены. Эти меры могут локализовать проблемы управления в финансовом секторе и сделать их тем самым вполне решаемыми.
...
В финансовой науке речь идет о деньгах и власти. Деньги и власть непременно создают почву для коррупции. В финансовой индустрии в отличие от авиаперевозок политики, банки и регулирующие институты могу вредить друг другу и придумывать разного рода истории, чтобы скрыть реальные объемы ущерба. И вполне допустимо намеренно выдавать себя за слепого и глухого, чтобы избежать ответственности.
Политика – самый серьезный вызов для финансового регулирования. Детали не играют никакой роли, если нет политической воли. К сожалению, политики охотнее занимаются другими вещами, нежели вопросами оздоровления и стабилизации финансовой системы. При этом обычные люди не в состоянии вовремя распознать опасность или даже намеренно введены в заблуждение. Далеко не все понимают, почему финансовое регулирование столь необходимо и о какой вид регулирования наиболее оптимален.
...
Мы же в свою очередь, кто не является политиками, должны делать все возможное, чтобы помочь. Мы обязаны постоянно ставить под вопрос наши мнения и не должны слепо полагаться на то, что говорят эксперты. Мы должны приветствовать каждый шаг в сторону создания инструментов финансового регулирования, ровно как и противодействовать шагам обратным. Мы должны разоблачить намеренно распространяемую дезинформацию и бессмыслицу и не бояться открыто называть их таковыми.
Нерационально регулируемая финансовая система и абсурдные законы катастрофически вредят нашему обществу. Они пробивают себе дорогу путем обмана.
Перевод некоторых выдержек из выступления госпожи Адмати на заседании нью-йоркского неправительственного аналитического центра специально для своих читателей публикуетФедеральное агентство новостей.http://riafan.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий