Не только Путин и Порошенко: в международном журналистском расследовании об офшорах Panama Papers фигурируют более сотни политиков и их родственников из десятков стран. http://www.dw.com/ru/
Крупнейшее в мировой истории журналистское расследование, получившее название Panama Papers, посвящено использованию офшоров для создания секретных фирм. Большинство из этих компаний, скорее всего, служит для сокрытия состояний, уклонения от налогов и мошеннических операций. Наибольший резонанс в мире вызвало обнародование транзакций, осуществленных близким окружением российского президента Владимира Путина и президентом Украины Петром Порошенко.
Информационная атака на "сильных мира сего"
Однако гигантский архив панамской адвокатской конторы Mossack Fonseca объемом в 2,6 терабайта, оказавшийся в распоряжении немецкой газеты Süddeutsche Zeitung и изученный ею совместно с Международным консорциумом журналистских расследований (ICIJ), содержит свыше 11 миллионов документов. И касаются они самых разных известных людей из многих стран: от действующих и бывших президентов и королей до знаменитых футболистов.
Так что расследование, над которым в течение целого года работали 400 репортеров из 78 стран, не является "информационным вбросом" именно против Владимира Путина, как это попытался представить пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Цель этого расследования намного шире - вскрыть механизмы, с помощью которых незаконно обогащаются и скрывают свои богатства "сильные мира сего", где бы они ни жили.
Так, "героями" всемирной скоординированной публикации результатов расследования являются 12 действующих или бывших глав государств и правительств. В этот список, помимо президентов России и Украины, входят, к примеру, король Саудовской Аравии Сальман бен Абдель Азиз Аль Сауд, бывший король Испании Хуан Карлос, президент Аргентины Маурисио Макри, президент Объединенных Арабских Эмиратов шейх Халифа бен Заид Аль Нахайян, премьер-министр Пакистана Наваз Шариф, бывший премьер Грузии Бидзина Иванишвили.
Этика журналистского расследования
Само по себе создание фирмы в офшоре правонарушением не является, подчеркивают авторы исследования. Поэтому они, естественно, не дают юридическую оценку действиям упомянутых лиц - это, по идее, была бы функция суда. Они всего лишь занимаются журналистским расследованием, а именно - делают достоянием общественности неизвестные факты о предпринимательской деятельности и финансовых транзакциях публичных лиц, которые несут ответственность перед своими избирателями или подданными.
К примеру, при анализе данных Mossack Fonseca всплыло имя нового аргентинского президента Маурисио Макри. Выяснилось, что эта адвокатская контора создала на Багамах офшорную фирму, которой одно время Макри руководил вместе с отцом и братом в качестве директора. Однако, будучи мэром Буэнос-Айреса, он не указал эту деятельность в своей налоговой декларации.
ICIJ, как того и требует этика журналистского расследования, обратилась лично к нему за разъяснениями. Пресс-секретарь аргентинского президента ответил, что эта деятельность не была указана в декларации, поскольку Макри не участвовал в капитале данной фирмы и лишь изредка выполнял директорские обязанности. Впрочем, большинство других "героев" расследования на аналогичные запросы журналистов вообще никак не отреагировало.
Большое количество самых разных родственников
Что же касается саудовского короля, то он оказался совладельцем люксембургской фирмы, которой принадлежат четыре другие офшорные компании. У эмиратского шейха - несколько офшорных фирм, владеющих дорогой недвижимостью в Лондоне, у испанского короля сестра вместе с мужем и сыном возглавляла некую панамскую фирму, у пакистанского премьера дочь руководила или по-прежнему руководит двумя фирмами опять-таки с недвижимостью в британской столице. У бывшего грузинского премьера есть фирма на Виргинских островах.
Отдельную большую статью в подборке публикаций, посвященных "Панамским досье", газета Süddeutsche Zeitung посвящает 4 апреля Исландии - стране, коррупцией, в отличие от постсоветских и азиатских государств, никогда не славившейся. Тем удивительней, что в документах адвокатской конторы Mossack Fonseca, помогавшей клиентам со всего мира создавать секретные фирмы, обнаружились имена не только премьера Сигмундура Давида Гуннлейгссона, но также министра финансов, министра внутренних дел, управляющего делами правящей партии и нескольких местных банкиров.
Самое пикантное во всей этой истории: нынешний премьер сделал политическую карьеру после краха исландской финансовой системы, скрыв от своих сторонников, что отстаиваемые им решения в отношении национализированных банков отвечали его интересам как владельца офшорных фирм.
В длинном списке имен, всплывших в ходе изучения "Панамских досье", значатся также, среди прочих, жена, сестра, две дочери и сын азербайджанского президента Ильхама Алиева, внук казахстанского президента Нурсултана Назарбаева, двоюродные братья сирийского президента Башара Асада, дочь бывшего китайского премьера Ли Пэна, сын премьера Малайзии, племянник президента Южной Африки.
Кроме того, "засветились" имена министра нефти Анголы, министра промышленности Алжира, главы государственной нефтяной компании Конго, бывшего главы государственной нефтяной компании Венесуэлы…
Таким образом, журналистское расследование по документам адвокатской конторы Mossack Fonseca, созданной в Панаме почти сорок лет назад ныне 68-летним немцем Юргеном Моссаком (Jürgen Mossak) , невозможно упрекнуть в антироссийской или антиукраинской направленности. Что удалось раскопать, то и было опубликовано.
Комментариев нет:
Отправить комментарий